–І–∞—Б—В–Њ –Ј–∞–і–∞–≤–∞–µ–Љ—Л–µ –≤–Њ–њ—А–Њ—Б—Л –њ–Њ –њ—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Њ–є –њ—Б–Є—Е–Њ—В–µ—А–∞–њ–Є–Є

–Ш–љ—В–µ—А–≤—М—О –≤–Ј—А–Њ—Б–ї–Њ–є –њ—А–Є–≤—П–Ј–∞–љ–љ–Њ—Б—В–Є

–≠–і–Є–њ–Њ–≤–∞ –њ–Њ–±–µ–і–∞ –Є–ї–Є —Н–і–Є–њ–Њ–≤–Њ –њ–Њ—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ (–њ—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ–і—Е–Њ–і –Ї –≤—Л–±–Њ—А—Г –љ—П–љ–Є)

–°–ї–Њ–≤–∞—А—М –І—Г–≤—Б—В–≤

–°—В—А–µ—Б—Б

–Т–Ј—А–Њ—Б–ї–∞—П –і–Њ—З—М –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–≥–Њ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞

–Я—Б–Є—Е–Њ—Б–Њ–Љ–∞—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–µ –Ј–∞–±–Њ–ї–µ–≤–∞–љ–Є—П

–Я—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є–Ј

–Ф–µ–њ—А–µ—Б—Б–Є—П

печатна€ верси€

„асто задаваемые вопросы по психоаналитической психотерапии

 

1.      „то такое психоаналитическа€ терапи€?

Ёто Ц с одной стороны Ц старейша€ из ныне существующих техник психотерапевтической работы, с другой стороны Ц одна из основных школ научного знани€ о природе человеческой психики, о ее становлении, развитии, скрытых механизмах и конфликтах. ѕсихоанализ как теори€ (сегодн€ точнее было бы сказать Ц совокупность теорий) всегда был неразрывно св€зан с терапевтической практикой. ѕсихоаналитический взгл€д на человека рождалс€ не столько в голове философа, сколько в кабинете практикующего терапевта, в непосредственном взаимодействии с пациентами. Ётот процесс Ђлечени€ разговоромї (как назвала его одна из первых пациенток, описанных «игмундом ‘рейдом) основываетс€ на нескольких постулатах: ¬о-первых, признаетс€ наличие и важность бессознательной части психики, котора€ скрытым образом вли€ет на поступки, мысли, чувства человека, часто привод€ его к тупикам и Ђпорочному кругуї болезненных переживаний. ¬о-вторых, много внимани€ удел€етс€ психической истории пациента, поиску в прошлом Ђкорнейї и Ђистоковї его нынешних проблем. ¬-третьих, взаимоотношени€ между терапевтом и пациентом, развивающиес€ в ходе терапии, рассматриваютс€ и анализируютс€ как Ђпереносї, как бессознательное повторение в данных (Ђлабораторныхї) услови€х привычных моделей поведени€ пациента.

÷елью психоаналитической психотерапии €вл€етс€ более глубокое понимание пациентом своих желаний, чувств, движущих мотивов, достижение большей целостности личности, приобретение новой уверенности в себе и окружающем мире через новый опыт взаимоотношений в безопасных услови€х.

Ќужно различать психоанализ (в точном смысле слова) и психоаналитическую психотерапию. ≈сли психоанализ предполагает частые встречи с аналитиком (4 Ц 5 раз в неделю), использование кушетки, длительную и глубокую работу по исследованию всех Ђлабиринтовї души пациента, то психоаналитическа€ терапи€, как правило, направлена на более узкие и конкретные цели, длительность ее меньше (от 20 до 100 Ц 120 сессий), частота встреч Ц 1 Ц 3 раза в неделю, сид€ лицом к лицу с терапевтом; уровень проработки при этом не столь глубок.

 

2.      ƒл€ кого полезна психоаналитическа€ терапи€?

ƒанный вид терапии (в отличие от классического психоанализа, где все техники интерпретации и процедуры регламентированы достаточно жестко) имеет р€д вариантов, приспособленных дл€ работы с различным кругом проблем. ѕоэтому можно сказать, что он подходит дл€ широкого спектра пациентов Ц от тех, кто испытывает проблемы в области Ђлюбви и работыї (‘рейд) до тех, кто страдает от более т€желых личностных расстройств и даже психозов в фазе ремиссии (как правило, последнее Ц в сочетании с медикаментозным лечением и в сотрудничестве с врачом-психиатром). ѕри этом необходимым условием дл€ успешной психоаналитической терапии €вл€етс€ наличие у пациента устойчивой мотивации к излечению Ц т.е. понимани€ того, что причины его страданий корен€тс€ в нем самом и готовности мужественно встретить и преодолеть все преп€тстви€ на пути самопознани€ и личностного роста.

 

3.       акие виды психологических проблем могут решатьс€ в психоаналитической терапии?

Ёто проблемы одиночества, неуверенности в своих силах, хронической Ђнеудачливостиї, невозможности установить и поддерживать прочные любовные и дружеские отношени€; тоски, подавленности, нав€зчивых страхов; т€желые переживани€, св€занные с потерей, утратой, психической травмой; различные соматические заболевани€, возникающие как бы без причины, Ђна нервной почвеї; психологические зависимости  различной природы.

 

4.      „то должен делать пациент, обратившийс€ за психоаналитической помощью?

¬о-первых, регул€рно ходить на терапию, не опаздыва€ и не пропуска€ сессии без крайней нужды. ’одить даже тогда, когда ходить совсем не хочетс€, и хочетс€ все бросить. (–ано или поздно такой кризис наступает практически у всех Ц это Ђнормальної, это значит, что пришли в движение внутренние силы сопротивлени€. ¬ свою очередь, это может означать, что аналитик и пациент подошли в своем совместном исследовании к каким-то конфликтным и болезненным сло€м психики последнего).

ѕравило же во врем€ сессии Ц одно, и внешне очень простое: говорить все, что приходит в голову, каким бы неуместным, несуразным или неудобным это ни казалось. јналитик будет иногда прерывать поток этих свободных ассоциаций своими вопросами, уточнени€ми, интерпретаци€ми. ѕациент также может словесно реагировать на реплики аналитика; таким образом они оба поддерживают нить диалога, цель которого Ц исследование психики пациента.

 

5.       ак работает психотерапевт Ц психоаналитик?

Ќа этот вопрос очень трудно ответить кратко. Ќа эту тему написаны буквально шкафы специальной литературы. √овор€ же в самых общих чертах, его роли Ц  следующие: он Ц внимательный, понимающий и не осуждающий слушатель, стрем€щийс€ взгл€нуть на проблемы пациента как бы его глазами, и в то же врем€ он Ц Ђсмотр€щий со стороныї, вид€щий многое из того, что самому пациенту пока не видно; он Ц Ђчистый экранї (выражение ‘рейда), на который пациент Ђпроецируетї свои проблемы, и в то же врем€ он Ц Ђпроводникї и Ђспарринг-партнерї, помогающий пациенту найти путь к разрешению этих проблем; он Ц тот, кто Ђпринимает на себ€ї те чувства, которые пациент (пока) не может выносить, но он же Ц и Ђвзрослыйї по отношению к инфантильным желани€м и част€м личности пациентаЕ » так далее, и тому подобное.

 

6.      „то такое бессознательное?

ѕожалуй, лучше всего показать, что такое бессознательное содержание психики можно с помощью проницательного наблюдени€ американского классика психологи ”. ƒжемса:  огда мы мучительно пытаемс€ вспомнить какое-то забытое нами слово или название, мы мысленно перебираем множество вариантов, отбрасыва€ их: ЂЌет, это не то!ї. ѕри этом мы вроде бы не знаем, какое оно Ц Ђтої; по крайней мере Ц не можем его воспроизвести. Ќо при этом нам прекрасно известно, как выгл€дит Ђне тої! “о есть мы как бы одновременно и знаем, и не знаем искомое слово.

≈сли расширить пример ”.ƒжемса на те внутренние содержани€, которые мы принципиально никогда не сможем Ђприпомнитьї самосто€тельно - мы получим картину бессознательного, в котором присутствуют неосознаваемые желани€, чувства, мысли, образы значимых фигур из прошлого, стереотипные модели ролей и отношений (как правило, Ђродом из детстваї), а также неосознаваемые образы самого себ€ и бессознательное знание о том, Ђчто такое хорошо, и что такое плохої.

 

7.      ѕочему сновидени€ особенно важны в психоанализе?

ƒействительно, ‘рейд называл сновидени€ Ђцарской дорогой в бессознательноеї и самой лучшей своей книгой до конца жизни считал Ђ“олкование сновиденийї. ќн считал, что при анализе сновидений легче всего вы€вить бессознательные желани€, чувства и мысли, а также про€снить те механизмы, которые искажают их, Ђзашифровыва€ї в €вном содержании сновидени€.

—овременные психоаналитические взгл€ды на роль и функцию сновидений значительно расширились. ћногие психоаналитические школы уже не рассматривают их как Ђзашифрованное исполнение желанийї. ” аналитиков возрос интерес и к €вному содержанию сновидений, в св€зи с чем, по современным представлени€м, сновидени€ анализируютс€ в одном р€ду с другой Ђпродукциейї пациента: его свободными ассоциаци€ми, фантази€ми, переносом.

 

8.      «ачем в психоанализе используетс€ кушетка?

”добное положение лежа, когда терапевт не находитс€ в поле зрени€ пациента, способствует мышечной релаксации, помогает углубитьс€ в себ€, ослабить сознательный контроль за ассоциаци€ми. “ерапевту же такое положение помогает сконцентрироватьс€ на эмпатическом слушании и понимании пациента.

 

9.      „то такое сопротивление?

ѕарадоксальным образом одни и те же стереотипные модели чувствовани€, мышлени€ и поведени€ у пациента €вл€ютс€ источниками глубочайшего страдани€, и, в то же врем€ Ц единственно возможными, привычными формами и нормами жизни. –азумеетс€, люба€, даже сама€ осторожна€, попытка терапевта поставить их под сомнение, вскрыть их внутренние причины и постаратьс€ их изменить вызывает страх. —трах потер€ть ту Ђпоследнююї, пусть и ненадежную, опору, за которую мучительно цепл€лс€ столько летЕ

ƒруга€ (гораздо хуже осознаваема€) причина сопротивлени€ Ц смутна€ бо€знь не справитьс€ с тем Ђвулканомї чувств и переживаний, который может проснутьс€ в ходе терапии. Ѕессознательным девизом тогда становитс€: ЂЌе буди лихо, пока оно тихоЕї.

—опротивление может выражатьс€, как уже говорилось, в опоздани€х на сессии, в забывании об очередной сессии вообще, в ощущении скуки, Ђпустоты в головеї, в нежелании говорить на какие-то определенные темы, в злости на аналитика (который может восприниматьс€ на этом фоне как Ђтупойї, Ђсухойї, Ђзанудныйї, Ђхолодныйї, Ђравнодушныйї, Ђне эффективныйї). ¬се эти чувства важно проговаривать и подробно обсуждать в ходе терапии, иначе кризис может перерасти в терапевтический тупик.

 

10.  „то такое перенос?

 огда «.‘рейд и  .√.ёнг, до этого знакомые только по переписке, впервые встретились друг с другом лично Ц они проговорили около 10 часов подр€д. √де-то посередине этого длинного разговора ‘рейд спросил: Ђј что ¬ы думаете о переносе?ї ёнг ответил, что, по его мнению, Ђперенос Ц это альфа и омега психоанализаї. ќ переносе действительно трудно говорить коротко Ц столь многогранно это €вление, пронизывающее не только психоаналитическую терапию, но и всю жизнь человека.

‘рейд считал, что перенос Ц это бессознательное перенесение на нейтральную фигуру терапевта чувств и отношени€ к значимым фигурам из детства (в основном Ц родительским). ѕеренос искажает воспри€тие аналитика пациентом, и его нужно последовательно и тщательно интерпретировать Ц т.е. указывать пациенту на несовпадение его видени€ фигуры терапевта с реальностью, помога€ осознать это искажени€ воспри€ти€, которые и в жизни мешают пациенту оценивать других людей адекватно.

¬ дальнейшей истории психоанализа был период, когда считалось, что психоаналитик должен интерпретировать перенос, и только перенос. ¬се, что не интерпретирует перенос, не считалось психоанализом. —пуст€ какое-то врем€ психоаналитики столкнулись с фактом, что далеко не все пациенты развивают в ходе терапии классические виды переноса (позитивный, негативный, эротический). Ќекоторые пациенты так и остаютс€ как бы не интересующимис€ аналитиком, другие начинают его идеализировать или обесценивать, третьи начинают требовать от него реального удовлетворени€ своих желаний (например, реальной сексуальной любви). ѕостепенно психоанализ выработал теории и техники работы и с такими, Ђнестандартнымиї, видами переноса.

≈сли попытатьс€ все-таки дать определение переноса одной фразой, то, наверное, можно сказать, что перенос Ц это всегда повторение и повторное разыгрывание каких-то устойчивых схем и привычных ролей из прошлого в обстановке психотерапевтического кабинета.  ак таковой, перенос содержит много ценной информации о пациенте, о структуре его характера, о его бессознательных желани€х и стереотипах.

ѕеренос нельз€ рассматривать Ђв вакуумеї: это всегда двусторонний процесс между терапевтом и пациентом. “ерапевт отвечает на перенос пациента тем или иным контрпереносом, который он также должен внимательно отслеживать и анализировать, извлека€ из этой внутренней работы информацию о пациенте и о том, что на данном этапе происходит в терапии.

 

11.  ƒолжна ли психоаналитическа€ терапи€ сосредотачиватьс€ только на событи€х раннего детства?

 онечно же, нет.

¬о-первых, такие Ђгенетическиеї интерпретации будут полезны далеко не всем пациентам (многие их просто не воспримут в силу особенностей личностной структуры или просто потому, что они преждевременны). Ќасто€щий профессиональный психоаналитик или психоаналитический терапевт тем и отличаетс€ от аналитика Ђдикогої, не имеющего должной подготовки, что дает те или иные интерпретации только тогда, когда чувствует, что пациент готов их восприн€ть. Ђƒикийї же аналитик часто действует вне контекста, Ђиз общих соображенийї, по принципу ЂЅыло бы пропето, а там хоть не рассветай!ї. “акой подход может существенно навредить пациенту.

¬о-вторых, анализ того, что происходит в терапии Ђздесь и сейчасї зачастую €вл€етс€ дл€ пациента гораздо более живым, насущным и целительным, чем искусственно прит€нутые интерпретации из глубокого детства.

 

12.  —осредоточен ли психоанализ только на сексе?

ƒействительно, в работах ‘рейда (особенно в ранних) можно отметить тенденцию объ€сн€ть психопатологию и функционирование психики в целом через пон€тие либидо, под которым подразумеваетс€ нека€ энерги€, преимущественно сексуальной природы, требующа€ разр€дки согласно Ђпринципу удовольстви€ї. ¬ажно понимать, что ‘рейд понимал Ђсексуальноеї очень широко, как всЄ, что имеет отношение к удовольствию, наслаждению, удовлетворению. “акой подход позволил ему разработать теорию детской сексуальности, котора€ существенно отличаетс€ от сексуальности взрослой, сексуальности в узком смысле. ¬последствии ‘рейд дополнил теорию либидо пон€тием о другом врожденном влечении Ц влечении к смерти, разрушению, которое он назвал Ђ“анатосомї, по имени древнегреческого бога смерти. ƒалеко не все психоаналитическое сообщество прин€ло эту концепцию.

ѕсихоаналитические школы, сформировавшиес€ уже после смерти ‘рейда, перенесли фокус своего внимани€ с теории влечений на детальное изучение психологических защит и функционировани€ Ёго, на роль отношений и прив€занности в становлении человеческой психики, на Ђнарциссическуюї проблематику Ђвеличи€/ничтожностиї, вопросы самооценки. “аким образом, современный психоанализ рассматривает сексуальность просто как одну из сфер человеческой жизнеде€тельности, важную, но далеко не единственную.

 

13.  ¬озможна ли влюбленность пациента в психоаналитика?

—ложные, запутанные любовные отношени€ между аналитиком и пациентом стали чуть ли не Ђклассикой жанраї в √олливуде. —толетн€€ истори€ психоанализа также знает несколько таких нашумевших романов. ¬месте с тем современный психоанализ прекрасно понимает, что никакие другие отношени€ между аналитиком и пациентом, кроме терапевтических, невозможны. Ёто ведет к краху терапии. ѕодобные нормы жестко прописаны в этических кодексах психоаналитических ассоциаций всего мира.

„то же касаетс€ чувств, возникающих у пациента в отношении аналитика, то здесь возможен очень широкий спектр: от любви до ненависти, от идеализации до полного обесценивани€. ¬се эти чувства в ходе терапии подлежат анализу (а не Ђотыгрываниюї). “олько в этом случае терапи€ будет успешной.

 

14.  —уществует ли психоаналитическа€ терапи€, проводима€ в группах?

ƒа, в современном психоанализе есть и такое направление. √руппова€ работа может успешно сочетатьс€ с индивидуальной, взаимно дополн€€ друг друга. ¬месте с тем нужно помнить, что профессиональна€ подготовка группового аналитика несколько отличаетс€ от подготовки Ђклассическогої аналитика, работающего с пациентами индивидуально. —оответственно, отличаетс€ и сам терапевтический процесс, в котором присутствует и подлежит анализу не только внутриличностна€, но и группова€ динамика.

 

15.  ¬ течение какого времени (срока) продолжаетс€ психоанализ?

Ќаивно было бы ожидать, что проблемы пациента, которые накапливались годами, а то и дес€тилети€ми, исчезнут, как по мановению волшебной палочки, всего за несколько сеансов. «а такой срок возможно разве что про€снить и очертить саму проблему, так сказать, Ђрасчистить полеї дл€ будущей работы. ƒлительность же самой психоаналитической терапии удобнее измер€ть не в календарных сроках, а в количестве сессий (хот€ здесь, разумеетс€, важна и частота встреч). “ак, краткосрочна€ психоаналитическа€ терапи€, направленна€ на какую-то конкретную неглубокую проблему, дл€тс€ примерно от 20 до 80 сессий с частотой один - два раза в неделю. “ерапи€, занимающа€с€ более глубокими проблемами характера, длитс€ уже около 200 -300 сессий, 2 Ц 3 раза в неделю. —обственно психоанализ (на кушетке), направленный уже не столько на исцеление, сколько на тщательное и глубинное исследование личности, может длитьс€ и значительно дольше (например, чтобы начинающему психоаналитику стать членом ћеждународной ѕсихоаналитической јссоциации, ему нужно пройти не менее 600 часов личного тренинг-анализа у специально сертифицированного аналитика). ¬се приведенные выше цифры очень приблизительны: каждому конкретному человеку требуетс€ свой срок.

 

16.   огда психоанализ можно считать завершенным?

 огда пациент и аналитик оба чувствуют, что цели, которые ставились в начале работы, достигнуты.  огда пациент стал увереннее в себе, когда его реакции на происход€щее стали более гибкими и адекватными, когда он перестал бо€тьс€ чувств (своих и чужих), когда он Ђоплакалї и Ђотпустилї все свои потериЕ

«авершение психоанализа Ц это особый процесс, во врем€ которого часто, как Ђпоследн€€ вспышкаї, вновь обостр€ютс€ проблемы пациента Ц но ненадолго, как реакци€ на предсто€щее расставание с аналитиком. » то, как быстро пациент справл€етс€ с этой Ђпоследней вспышкойї, как раз и служит признаком того, что его психика укрепилась.

 

17.   ак изменилс€ психоанализ со времен ‘рейда?

ѕсихоанализ со времен ‘рейда не очень изменилс€ внешне и технически, но очень сильно изменилс€ теоретически.

¬нешне все выгл€дит примерно как во времена ‘рейда: пациент Ц на кушетке, аналитик Ц вне его пол€ зрени€, за изголовьем (или они просто сид€т в креслах лицом к лицу, если это психоаналитическа€ терапи€). ƒлительность сессии Ц 45 Ц 50 минут.

Ќо то, как аналитик пытаетс€ пон€ть пациента, и чем он руководствуетс€ в своей работе, все то, что находитс€ у аналитика Ђв головеї - изменилось очень сильно за прошедшие сто лет. ѕрежде всего, психоанализ стал гораздо глубже интересоватьс€ тем, как развиваетс€ психика ребенка в период от рождени€ до 4-5 лет, до пресловутого Ёдипова комплекса. ¬озросло внимание к характеру взаимоотношений ребенка с ближайшим окружением, в первую очередь Ц с матерью. ѕо€вились новые теоретические модели развити€, основанные уже не на теории развити€ либидо, а на теории объектных отношений. –азвитие психики и происхождение патологий стали рассматривать не только с точки зрени€ внутреннего конфликта, но и сточки зрени€ дефицита (того, что ребенку было недодано, что не дало развитьс€ здоровым, зрелым психическим структурам). ћного внимани€ современный психоанализ удел€ет и таким чувствам, как ненависть, агресси€, зависть. »х корни прослеживаютс€ также вплоть до младенческого возраста (миф о Ђбезгрешныхї младенцах, увы, уходит в прошлое). ¬се эти теории основываютс€ не только на реконструкци€х из материала взрослых пациентов, но и на данных детского психоанализа, пионерами которого выступили јнна ‘рейд (дочь «.‘рейда) и ћелани  л€йн (основательница вли€тельной школы  в современном психоанализе).  роме того, такими аналитиками, как ћ.ћалер, –.—питц, ƒ.¬инникотт, ƒ.—терн было проведено много клинических экспериментов по наблюдению за развитием детей начина€ с самого рождени€. Ёто обогатило психоанализ ценнейшим материалом.

“еоретический подход к самому психоаналитическому процессу также претерпел значительные изменени€: все больше внимани€ в последние годы удел€етс€ интерсубъективному фактору, все больше психоанализ рассматриваетс€ как двусторонний процесс, где и пациент, и аналитик пребывают и взаимодействуют в общем смысловом и аффективном поле. ¬ этом смысле вульгарное представление, что в психоаналитическом кабинете присутствуют беспомощный Ђбольнойї и непроницаемо-всеведущий Ђврачї давно не соответствует действительности.

—овременный психоанализ и психоаналитическа€ терапи€ работают не только с невротиками истерического и обсессивно-компульсивного типа (как это преимущественно было во времена ‘рейда), но и с гораздо более глубокими патологи€ми на уровне нарциссических и пограничных личностных расстройств, и даже с психозами (в сочетании с медикаментозным лечением).

—егодн€ психоанализ представл€ет собой довольно развесистое Ђдревої школ и направлений, в чем-то согласных, в чем-то Ц полемизирующих друг с другом. ¬ этом смысле он похож на любую другую науку.

 

18.  —уществуют ли различные школы психоанализа?

‘рейд, как почти вс€кий Ђотец-основательї, довольно болезненно относилс€ к Ђеретическимї иде€м своих учеников. ѕоэтому начальный период развити€ психоанализа изобиловал расколами. ќт школы ‘рейда отделились: ј.јдлер, делавший основной упор на влечении к власти, пон€тии Ђкомплекса неполноценностиї и различных механизмах компенсации,  .√.ёнг с его теори€ми архетипов и коллективного бессознательного, ќ.–анк, развивавший теорию Ђтравмы рождени€ї, ¬.–айх, через новый взгл€д на патологию характера пришедший к телесно-ориентированной терапииЕ

¬последствии психоаналитическое сообщество стало не так остро реагировать на теоретические разногласи€, и новые школы стали уже более-менее мирно уживатьс€ в рамках единых ассоциаций и институтов.

Ќа сегодн€шний день наиболее заметными и вли€тельными школами в психоанализе €вл€ютс€: Ёго-психологи€, делающа€ основной акцент на бессознательных аспектах функционировани€ Ёго и психических защит (наиболее широко представлена в —Ўј);  л€йнианский подход (от имени основательницы ћелани  л€йн), в котором  разрабатываютс€ оригинальные идеи о начальном периоде развити€ младенца (т.н. Ђпараноидно-шизоидна€ї и Ђдепрессивна€ї позиции), а также много внимани€ удел€етс€ негативным переживани€м агрессии, зависти и очень ранним, примитивным психологическим защитам, таким, как проекци€ и проективна€ идентификаци€ (здесь же следует упом€нуть такого оригинального мыслител€, как ¬.Ѕион, занимавшегос€ глубинными механизмами человеческого мышлени€ и воспри€ти€); Ўкола объектных отношений (–.‘ейрнберн, ћ.Ѕалинт, ƒ.¬инникотт, ƒж.Ѕоулби, ћ.ћалер, и др.), смотр€ща€ на развитие психики под углом взаимодействи€ ребенок Ц родитель; —элф-психологи€ (я-психологи€) Ц учение американского аналитика ’. охута, выросшее из работы с нарциссическими личност€ми и их специфическими формами переноса (здесь рассматриваетс€ в основном проблематика фальшивой грандиозности и внутренней пустоты, а также идеализации/обесценивани€ других); школа  охута оказала большое вли€ние на формирование »нтерсубъктивного подхода в психоанализе; ‘ранцузска€ школа (ƒ.јнзье, ј.√рин, ƒж. ћак ƒугалл, ∆.Ўассеге-—миржель и др.) сохран€ет, как и ‘рейд, повышенное внимание к Ёдипову комплексу, к классическому Ђсемейному треугольникуї, обогаща€ этот взгл€д новыми глубокими иде€ми (например, концепци€ Ђмертвой материї ј.√рина); особн€ком стоит школа ∆.Ћакана (в свое врем€ даже исключенного из психоаналитического общества) Ц она многое почерпнула из теории €зыка, семиотики и структуралистского подхода.

¬ то же врем€ деление на Ђшколыї в психоанализе Ц  вещь относительна€. ћногие аналитики развивают в своих теори€х синтетический подход (как, например, ќ. ернберг). ¬о вс€ком случае, не следует забывать, что все теоретические подходы имеют дело с одним и тем же объектом Ц человеческой психикой, и в этом смысле €вл€ютс€ лишь теми или иными объ€снительными модел€ми, а не Ђистиной в последней инстанцииї.  онечно, терапевты разных школ будут несколько по-разному работать, у разных школ есть свои Ђлюбимыеї типы пациентов, но эти различи€ лежат все-таки в области нюансов.

 

19.  ¬ чем существуют различи€ между психоанализом и другими формами терапии?

ѕсихоанализ работает прежде всего с бессознательным содержанием психики, в отличие от других видов терапии, где ставитс€ задача исследовать и исправить поведение, мышление пациента или дать ему новый исцел€ющий опыт через разыгрывание и повторное переживание своих травм и конфликтов (как в психодраме или гештальт-терапии). ѕсихоаналитик не дает никаких Ђуказанийї, никаких Ђупражненийї и Ђдомашних заданийї. Ёто поначалу шокирует некоторых пациентов, особенно Ц пришедших с запросом Ђѕосоветуйте, что мне делать?ї. “акие пациенты часто не понимают, что единственный способ справитьс€ с их проблемами Ц это изменитьс€ им самим, а что-либо Ђделатьї в их нынешнем состо€нии Ц совершенно бесполезно.  онтр-продуктивна в плане психоанализа и друга€, Ђпассивно-медицинска€ї установка: Ђƒокотор, сделайте что-нибудь со мной!ї. ѕсихоаналитик Ц не гипнотизер, не экстрасенс; он не прописывает чудодейственных лекарств Ц ему нужно хот€ бы минимальное сотрудничество со стороны пациента, иначе он не сможет помочь.

ѕсихоанализ внешне нетороплив, как рост дерева. ≈сли росток усиленно т€нуть за верхушку Ц он не станет расти быстрее; мы только выдернем его с корнем. Ќо если за ним терпеливо ухаживать Ц он сможет вырасти даже на скудной, каменистой почве; в нем откроетс€ сила, раздвигающа€ любой асфальтЕ

 

20.  Ќе €вл€етс€ ли психоанализ просто причудой или устарелой техникой терапии?

ћожет ли Ђпросто причудаї просуществовать больше ста лет и не просто распространитьс€ по всему миру (психоаналитические общества сегодн€ есть от ’ельсинки до  алькутты и от “окио до Ѕуэнос-јйреса), но так повли€ть на современный мир Ц его психологию, философию, искусство, литературу Ц как это сделал психоанализ? ‘раза: ЂЅез психоанализа наш мир был бы другимї Ц не преувеличение, а факт. ¬р€д ли какой-то другой вид психотерапии может похвастатьс€ тем же.

„то же касаетс€ техники Ц то, в самых глубинных своих основах, техника психоанализа вечна: гениальна€ интуици€ ‘рейда ухватила, можно сказать, Ђформу формї Ц общение растущего и помогающего расти. Ёто и общение ребенок Ц родитель, и общение ученик Ц учитель (как в научном, так и в духовном смысле).  онкретна€ же Ђплотьї на этом Ђскелетеї может мен€тьс€ в соответствии с прогрессом и духом времени.

 

21.  Ќе €вл€етс€ ли психоанализ своего рода бегством от реальности?

≈сли такое начинает происходить Ц это очень тревожный сигнал дл€ профессионального аналитика. Ёто значит, что он не заметил и воврем€ не поместил в фокус терапии какой-то важный аспект своих отношений с пациентом. ¬ задачу психоанализа отнюдь не входит прив€зывать пациента навеки: это означало бы неудачу лечени€. ƒругой вопрос, что на определенном этапе у пациента может развитьс€ та или ина€ степень зависимости от аналитика Ц но ведь и нормально развивающийс€ ребенок на определенном этапе зависит от родителей, да и все мы в какой-то степени зависим от своих близких. «доровье не в том, чтобы Ђвообще ни от кого не зависетьї, а в том, чтобы не бо€тьс€ нормальной близости и зависимости.

 

22.  ћожет ли человек изменитьс€ сам, только за счет своей силы воли?

—уществует определенный социальный стереотип о Ђволевомї (Ђнасто€щемї) человеке (тем более, что много лет этот стереотип вполне сознательно культивировалс€ Ц вс€кие –ахметовы спали на гвозд€хЕ) Ђ¬олевойї человек не просто преодолевает все трудности, он непременно должен их преодолевать без чьей-либо помощи. Ќа самом деле в такой позиции есть нечто незрелое, подростковое. ≈сли разобратьс€ глубже и беспристрастно Ц мы увидим, что за такими Ђмюнхгаузеновскимиї попытками вытащить самого себ€ из болота за косичку всегда стоит совсем другой мотив: желание кому-то что-то непременно доказать. » тут-то начинаетс€ само-подавление, само-ломание, неизбежные срывы, муки совести, новые кл€твы Ђс понедельника начатьЕї Ц короче, самый обыкновенный невроз.

 роме того, в большинстве случаев человек не видит истинных причин своих проблем, как не видит своих ушей. » чтобы увидеть эти Ђушиї Ц ему нужно зеркало. Ётим зеркалом и становитс€ другой Ц терапевт. ј что касаетс€ воли Ц то в процессе терапии она от пациента ох как потребуетс€!

 

23.  ¬озможно ли применение самоанализа?

ƒа, у ‘рейда не было Ђтренинг-аналитикаї, и больша€ часть идей лучшей его книги (Ђ“олковани€ сновиденийї) есть результат кропотливого самоанализа. “аков удел первопроходцев. » в дальнейшем иногда звучали голоса в защиту самоанализа (например,  .’орни), но всерьез эта тема в психоанализе даже не обсуждалась Ц настолько очевидны дл€ специалиста все трудности и ограниченность самоанализа, не говор€ уже о том, что при самоанализе как раз отсутствует главный компонент лечени€ Ц терапевтические отношени€. Ќедаром Ё.Ѕерн сравнивал самоанализ с попыткой самого себ€ подстричь: попробовать, конечно, можно, и что-нибудь, может, и получитс€, но Ц зачем, когда за углом парикмахерска€?

 

24.   ак обучают на психоаналитика?

ѕроцесс психоаналитического обучени€ Ц очень долгий и трудоемкий. ¬о всем мире этим занимаютс€ специализированные институты под эгидой ћеждународной ѕсихоаналитической јссоциации или национальных федераций психоанализа (дл€ –оссии и ¬осточной ≈вропы это ѕсихоаналитический институт им. ’. √роен-ѕраккен в јмстердаме).  ак правило, кандидат должен иметь законченное высшее образование (медицинское (психиатри€) или психологическое) и какой-то опыт работы в качестве психолога-консультанта, врача, социального работника. —обственно психоаналитическое обучение состоит из трех компонентов: из теоретического обучени€, углубленного собственного тренинг-анализа и ведени€ пациентов под наблюдением (супервизией) более опытных коллег. “аких Ђзачетныхї случаев должно быть не менее двух. ’од работы и ее успешность оценивает специальна€ комисси€. “акое обучение длитс€ не менее 5 лет. (ѕри этом, из-за отсутстви€ в нашей стране сертифицированных аналитиков, российским кандидатам приходилось в течение довольно долгого времени несколько раз в год ездить на «апад дл€ прохождени€ личного анализа и супервизий. Ќекоторые ради этого несколько лет прожили и проработали за границей.)

ѕодготовка психоаналитических терапевтов проходит по той же схеме, также на базе высшего медицинского или психологического образовани€, но в несколько меньшие сроки (около 3 лет). “ак, обучение на программе профессиональной переподготовки по психоаналитической терапии при »нституте ѕрактической ѕсихологии и ѕсихоанализа (ћосква) длитс€ 3 года (объем теории Ц около 200 часов). Ёта программа ориентируетс€ на профессиональные критерии ≈‘ѕѕ (≈вропейской ‘едерации ѕсихоаналитической ѕсихотерапии). ѕреподают на ней члены ћосковского ѕсихоаналитического ќбщества (ћѕќ) и ќбщества ѕсихоаналитической ѕсихотерапии (ќѕѕ).

ќсобо следует сказать о различных российских психоаналитических институтах, не ориентирующихс€ на международно признанные стандарты, и провозглашающих, что они развивают некий особый Ђроссийскийї вариант психоанализа. ƒаже если оставить за скобками наше извечное стремление ходить непременно каким-то Ђособымї путем и довольно ехидную фразу ƒостоевского: Ђƒайте русскому карту звездного неба Ц он через полчаса вернет ее вам исправленнойї, все равно приходитс€ признать, что эти учебные программы Ђвис€т в воздухеї: они не имеют ни государственной аккредитации (т.к. по психоанализу пока не разработано государственных стандартов обучени€), ни поддержки и Ђавторизацииї со стороны мирового психоаналитического сообщества. „то из всего этого получитс€ Ц покажет врем€.

 

25.  —колько обычно стоит психоаналитическое лечение?

ѕсихоаналитическа€ терапи€ на самом деле ничуть не более Ђэлитнаї, чем люба€ друга€ психотерапи€.

–азброс цен сильно зависит от страны, города и степени Ђзвездностиї аналитика. ¬ некоторых странах (например, в √ермании) психоаналитическа€ терапи€ оплачиваетс€ через систему медицинских страховок. ÷ена оговариваетс€ на начальном этапе терапии, и в дальнейшем может корректироватьс€ по взаимной договоренности между пациентом и аналитиком. –амки в каждом конкретном случае Ц свои, но общий принцип Ђценообразовани€ї примерно таков: с одной стороны, плата должна быть посильной дл€ пациента, с другой стороны, она должна быть ощутимой дл€ него. ” известных членов и кандидатов в ћѕј цена одного часа может составл€ть 30 Ц 40 долларов (ћосква, 2005 год), но даже у именитых специалистов, как правило, есть несколько Ђльготныхї мест дл€ небогатых пациентов, а те, кто еще не завершил своего обучени€ и работают под супервизией, принимают пациентов по значительно более низким ценам.

 

26.   ак часто провод€тс€ психоаналитические сеансы?

≈сли это психоанализ на кушетке Ц то 4-5 раз в неделю; если это терапи€ лицом к лицу Ц то 1-3 раза.

 

27.   ак выбрать подход€щего психоаналитика?

ѕри выборе психоаналитика в первую очередь стоит поинтересоватьс€, где он обучалс€ и к какому профессиональному сообществу он принадлежит. ≈сли он принадлежит к какой-либо международно признанной организации Ц есть определенные гарантии его профессионализма. ≈сли он самоучка (вариант Ц ученик самоучки) Ц то это обращение исключительно на свой страх и риск и никто никаких гарантий дать не может. Ќа сегодн€шний день в ћоскве в области индивидуального психоанализа и психоаналитической терапии существуют только три международно признанные организации: ћосковское ѕсихоаналитическое ќбщество (председатель Ц ». адыров), ќбщество ѕсихоаналитиков (ћосква) (председатель Ц ¬.ѕотапова) и ќбщество ѕсихоаналитической ѕсихотерапии (председатель Ц ћ.–омашкевич).

ѕациенту с терапевтом предстоит пройти довольно длинный путь и Ђсъесть не один пуд солиї. ѕоэтому терапевта, конечно же, нужно Ђпример€тьї. ƒл€ этого и служат несколько пробных, диагностических сессий, когда аналитик собирает биографический материал, вместе с пациентом формулирует проблему, определ€ет дл€ себ€ дальнейшую тактику работы. ѕациент же в это врем€ решает Ц комфортно ли ему с этим человеком, довер€ет ли он ему. » даже если терапевт почему-то и чем-то не нравитс€ Ц следует пр€мо ему об этом сказать, и постаратьс€ услышать его ответ: очень может статьс€, что дело-то совсем и не в терапевте, а в самом пациенте, в его печальном прошлом опытеЕ

 

28.  ƒолжен ли психоаналитик об€зательно быть мужчиной (или женщиной)?

¬ большинстве случаев пол аналитика существенной роли не играет, ведь он не €вл€етс€ отцом или матерью дл€ пациента, а лишь воспринимаетс€ соответствующим образом (в переносе), да и то далеко не всегда. Ќезависимо от своего пола аналитик-мужчина и аналитик-женщина могут выполн€ть дл€ пациента как Ђматеринскиеї, так и Ђотцовскиеї функции.  онечно, встречаютс€ такие случаи и такие Ђконфигурацииї, когда пол (или возраст) аналитика могут существенно затруднить работу (это случаи жертв инцеста, сексуального насили€). ¬ этих случа€х за пациентом всегда остаетс€ право выбрать такого аналитика, с которым ему будет более комфортно работать.

 

29.  √де можно получить большее количество информации о психоанализе?

«а последние 15 лет на русском €зыке было издано очень много психоаналитической литературы. ѕрактически все значительные произведени€ ‘рейда переведены и изданы. ƒоступны стали также (в переводах) классические труды Ў.‘еренци, ќ.‘енихел€, ћ. л€йн, јнны ‘рейд, –.√ринсона, ’.’артманна, ћ.Ѕалинта, ƒ.¬инникотта, ’. охута, ƒж.Ѕоулби, ќ. ернберга, ƒж.ћак-ƒугалл, Ќ.ћак-¬иль€мс и других авторов.

¬ качестве обзорных монографий можно указать на книгу ѕ. уттера Ђ—овременный психоанализї (написана более попул€рным €зыком) и фундаментальный двухтомник с тем же названием ’.“омэ и ’. эхеле (третий том, посв€щенный исследовани€м в психоанализе, вышел отдельной книгой).

—уществует очень объемна€ ЂЁнциклопеди€ глубинной психологииї в 4-х томах (изд-во Ђ огито-÷ентрї) и 2 тома Ђјнтологии современного психоанализаї под редакцией ј.–оссохина (издание продолжаетс€; недавно вышедший  2-й том целиком посв€щен французской психоаналитической школе).

 роме того, на русский €зык переведены словари по психоанализу (∆. Ћапланша и ∆-Ѕ. ѕонталиса; „.–айкрофта; Ѕ.ћура и Ѕ.‘айна).

—уществует литература по психоанализу и российских авторов, но она, за редким исключением, имеет либо отвлеченно-философский, либо компил€тивный характер. ј знакомитьс€ с предметом всегда лучше по первоисточникам.

¬ »нтернете существует довольно много сайтов, посв€щенных психоанализу. Ќаиболее важны: сайт ћеждународной ѕсихоаналитической јссоциации (www.ipa.org.uk), ≈вропейской ѕсихоаналитической ‘едерации (www.efp-eu.org), ≈вропейской ‘едерации ѕсихоаналитической ѕсихотерапии (www.efpp.org), ћеждународного ∆урнала ѕсихоанализа (www.ijpa.org), ѕсихоаналитический »нститут им. ’ан √роен-ѕраккен (јмстердам) (www.hgp-piee.org) ( ќбщество ѕсихоаналитиков (ћосква) (www.psychanalyo.ru), ќбщество ѕсихоаналитической ѕсихотерапии (http://spp.org.ru), »нститут ѕрактической ѕсихологии и ѕсихоанализа (http://psychol.ras.ru/psypsa). ћного серьезных материалов по психоанализу помещено в электронном ∆урнале ѕрактической ѕсихологии и ѕсихоанализа, существующем уже 5 лет (http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/) .

ѕсихологи€ 100 —оздание сайта, web-дизайн »÷ - ‘ламинго       администратор сайта