–І–∞—Б—В–Њ –Ј–∞–і–∞–≤–∞–µ–Љ—Л–µ –≤–Њ–њ—А–Њ—Б—Л –њ–Њ –њ—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Њ–є –њ—Б–Є—Е–Њ—В–µ—А–∞–њ–Є–Є

–Ш–љ—В–µ—А–≤—М—О –≤–Ј—А–Њ—Б–ї–Њ–є –њ—А–Є–≤—П–Ј–∞–љ–љ–Њ—Б—В–Є

–≠–і–Є–њ–Њ–≤–∞ –њ–Њ–±–µ–і–∞ –Є–ї–Є —Н–і–Є–њ–Њ–≤–Њ –њ–Њ—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ (–њ—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ–і—Е–Њ–і –Ї –≤—Л–±–Њ—А—Г –љ—П–љ–Є)

–°–ї–Њ–≤–∞—А—М –І—Г–≤—Б—В–≤

–°—В—А–µ—Б—Б

–Т–Ј—А–Њ—Б–ї–∞—П –і–Њ—З—М –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–≥–Њ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞

–Я—Б–Є—Е–Њ—Б–Њ–Љ–∞—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–µ –Ј–∞–±–Њ–ї–µ–≤–∞–љ–Є—П

–Я—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є–Ј

–Ф–µ–њ—А–µ—Б—Б–Є—П

печатна€ верси€

Ёдипова победа или эдипово поражение?
(психоаналитический подход к выбору н€ни)

      ¬ы собираетесь пригласить н€ню к своему любимому чаду?  ѕочему бы нет? Ёто, определенно, поможет решить некоторые ваши проблемы. ¬ажно, чтоб этот шаг не создал неожиданных проблем в будущем.

      Ќа приеме у психолога родители, оба - творческие люди, много достигнувшие в жизни. ∆алобы Ц дочь абсолютно домашний человек, ни к чему в жизни не стрем€щийс€, полна€ противоположность им. ≈е любимое зан€тие Ц в€зание. Ќачинаем разбиратьс€, вы€сн€етс€, что в силу профессиональной зан€тости, с первых мес€цев жизни, девочка почти посто€нно находилась с соседкой. ќна Ц домашн€€, тиха€, уютна€, люб€ща€ в€затьЕ ”гадайте, на кого похожа девочка? ¬ажно понимать, что ребенок становитс€ похожим на того, кто за ним ухаживает, кто проводит с ним много времени, особенно в раннем детстве.

      ƒавайте посмотрим, как приглашение н€ни может отразитьс€ на вашем ребенке. ѕопробуем встать на его сторону, чтобы разобратьс€ каковы потребности малыша, что ему крайне необходимо, что желательно и кака€ н€н€ может ему подойти в разные периоды его жизни.

       онечно же, вы желаете счасть€ своему ребенку, хотите видеть в нем активную творческую личность с €ркой индивидуальностью, способностью конкурировать и достигать желаемого, быть счастливым в личной жизни. √овор€ психоаналитическим €зыком, стать Ёдиповым победителем.  ак помочь, а не помешать ребенку в этом? Ќачнем с того, что основы будущих побед и поражений  закладываютс€  в раннем младенчестве.

      ¬зрослому  человеку почти невозможно представить, что чувствует младенец, и что с ним происходит, собственное младенчество забываетс€ во взрослой жизни. ѕонимание чувств младенца возможно в непосредственном наблюдении и р€д психологических школ занимаетс€ этим.  ƒруга€ возможность понимани€ того, как ранний детский опыт вли€ет на взрослого человека, на его  проблемы, возможно в психотерапевтическом процессе.

      —уществуют  научные и экспериментальные данные о том, что  представл€ет собой психика ребенка, как она развиваетс€, что способствует, а что преп€тствует ее развитию.  »звестный британский психоаналитик  ƒж. Ѕоулби на основе многолетних экспериментальных исследований создал теорию прив€занности, согласно которой с момента рождени€ ребенка возникает первична€ прив€занность его к матери или забот€щемус€ о нем лицу. “ак, в ответ на голод малыша, у матери выдел€етс€ молоко. Ётот взаимный процесс синхронизирует природа. ј от мамы зависит, получитс€  ли эмоциональна€ синхронизаци€. ≈сли это происходит, то в дальнейшем у ребенка по€вл€етс€ чувство  безопасности, надежность и уверенность в своей защищенности. “огда он в дальнейшем без труда налаживает отношени€ с другими людьми.

      ѕервична€ прив€занность определ€ет весь душевный и психологический строй личности, помогает лучше справл€тьс€ со стрессом, тревогами и беспокойством, лучше развиватьс€ интеллектуально, логически мыслить, достигать максимального потенциала своих возможностей, быть счастливым. —тиль прив€занности может передаватьс€ от поколени€ к поколению. ¬ своих отношени€х с людьми, мы зачастую реагируем так, как когда-то эмоционально реагировали наши родители.

       огда мать удовлетвор€ет физиологические потребности, но эмоционально недоступна дл€ малыша, это означает, что дл€ него ее фактически нет.  “ак бывает, если она находитс€ в депрессии, или озабочена какими-то сложными проблемами, или сильно тревожитс€. ¬ этой ситуации есть опасность формировани€ ненадежной или небезопасной прив€занности. “акие дети плохо налаживают контакты со сверстниками, отличаютс€ сниженными познава­тельными интересами. ¬ дальнейшей, взрослой жизни это может про€витьс€ в неспособности формировать длительные  любовные отношени€, про€вл€ть нежные чувства, в недоверии к окружающим, могут возникнуть проблемы в сексуальной сфере.

       ¬печатл€ет известный эксперимент ’арлоу с обезь€ньими детенышами. »х вскармливали с помощью суррогатных матерей, это были проволочные каркасы с бутылочками внутри. ¬ыросшие в таких услови€х обезь€нки,  повзрослев, плохо развивались, хуже спаривались, практически не давали потомство, а, будучи мамами, не про€вл€ли материнских чувств к своим детенышам.

       ѕон€ть кака€ прив€занность сформировалась у ¬ашего ребенка можно (конечно, весьма приблизительно) наблюда€ за тем, как он реагирует на разлуку и встречу с мамой.

       ≈сли малыш огорчаетс€ и пла­чет (либо не плачет) при разлуке с ма­терью
и сильно
радуетс€, стремитс€ к близости и к взаимодействию при ее
возвращении, это говорит о
надежной прив€занности и о чувстве безопасности. Ёто вариант самый здоровый, залог будущих эдиповых побед.

       ≈сли ребенок дает €ркую гневную реакцию на разлу­ку с матерью, но сопротивл€етс€ кон­тактам с ней при возвращении: сердитс€, пла­чет,  хот€ €вно
хочет, чтобы на него
обратили внимание и Увз€ли на ручкиФ, это
сви­детельствует о непоследовательном, порой непредсказуемом поведении
матери и о недостатке чувства уверенности и безопасности у ребенка.
¬ дальнейшем он будет прилипчив или псевдонезависим в отношени€х,
посто€нно испытыва€ противоположные чувства Ц уйти или остатьс€,
испытыва€ сильный страх зависимости или брошенности. ¬ нашей практике мы часто сталкиваемс€ с подобными проблемами.

       ≈сли он не огорчаетс€ и не плачет при разлуке с мате­рью и игнорирует и даже избегает ее при встрече, это говорит об отсутствии чувства безопасности у
ребенка. 
Ёто означает,
что по каким-то причинам эмоциональна€ св€зь с мамой не сформировалась и это очень тревожный симптом.
“акие дети очень удобны дл€ родителей, однако в личной жизни они зачастую очень одиноки и несчастны.
ќни редко приход€т за психологической помощью,
хот€ очень в ней нуждаютс€.

       ѕервична€ прив€занность возникает во второй половине первого  года жиз­ни. ѕодтверждением этого €вл€етс€  то, что при усыновлении дети до 6 мес€цев легко адаптируютс€ к новым взрослым и к новым услови€м жизни. ѕосле 7 мес€цев младенцы это происходить очень т€же­ло и болезненно.  азалось бы, дл€ ребенка не важно, кто за ним ухаживает до полугода. ƒавайте посмотрим, как формируетс€ прив€занность.

      — рождением младенца начинаетс€ его развитие от полнейшей зависимости и близости, ко все большей самосто€тельности и независимости.

      ƒо 2-х мес€цев тело и психика представл€ют единое целое. Ќоворожденные в первую очередь реагируют тактильно на то, как и с какими чувствами их берут на руки, нежно или грубо, спокойна ли мать или испытывает тревогу, прислушиваетс€ она к нему или эмоционально игнорирует Ц все это каждую минуту определ€ет дл€ него состо€ние комфорта или дискомфорта, оказыва€ существенное вли€ние на его психическое развитие. Ёто касаетс€ всех действий по уходу за младенцем: кормлени€, пеленани€, купани€, держани€ на руках и т.д.

     ќколо 2-х мес€цев происходит заметный сдвиг в поведении младенца, т.н. фаза УдиалогаФ. ƒетали этого УдиалогаФ Ц выражение лица, телесные действи€, голос, отклик, игры. Ёто совершенно особа€ форма взаимоотношений, среда, в которой зарождаютс€ основы представлений о себе, базовое чувство собственного достоинства, основы умени€ справл€тьс€ с тревогой и страхами. ¬зрослый человек,  имеющий эту базу, легче переживает неудачи, его самооценка более прочна€ и меньше зависит от внешних факторов.

      ѕредставлени€ ребенка о себе  и окружающем мире завис€т от того, увенчаютс€ ли успехом его собственные усили€ или они останутс€ тщетными. ќн полностью зависим от матери, но не пассивен. ≈сли мать не в состо€нии тонко настроитьс€ на потребности ребенка, она или оставл€ет их без внимани€, или опережает их удовлетворение, не дава€ ему возможности самому ощутить свои желани€. Ёто может подтолкнуть ребенка к уходу в пассивное зависимое состо€ние. ¬ нашей практике это жалобы на отсутствие собственных желаний или, что одно и тоже, ощущение, что он исполнитель чужих желаний.

     ”спешность собственных действий ребенка и адекватна€ реакци€  матери на них, сказываютс€ на последующих стремлени€х совершать действи€ на основании внутренней мотивации. “акой человек будет знать, чего он хочет и сможет  этого достичь.

     ÷ентральным переживанием, когда ребенок   имеет шанс активно формировать свой опыт с учетом собственных потребностей, €вл€етс€ кормление. ¬ажно, чтобы мать внимательно и терпеливо пыталась помочь ему получить необходимое. Ёто касаетс€ не только грудного вскармливани€, кормление из бутылочки может быть таким же важным

и интимным процессом, если мама будет настроена и внимательна к ребенку.

     ћама, реагирующа€ на плач ребенка одним-единственным способом Ц скорее накормить,  создает услови€ дл€ возникновени€ расстройства пищевого поведени€ - булими€, ожирение, анорекси€. »сследу€ историю таких пациентов, понимаешь, что испытыва€ тревогу или беспокойство, человек эти чувства УзаедаетФ, пыта€сь себ€ успокоить. “акому взрослому трудно пон€ть и помочь себе самому.

     “.о. первые мес€цы жизни младенца закладывают основы его второго, психического рождени€, поэтому стоит серьезно подумать, стоит ли довер€ть этот процесс постороннему, даже сведущему человеку. ≈сли ¬ы приглашаете н€ню в этот период, она не должна замен€ть маму, а только помочь ей быть дл€ ребенка Удостаточно хорошей мамойФ. Ёто может быть физическа€ или эмоциональна€ помощь.

     ¬ возрасте полугода у ребенка возникает интерес к окружающему миру за пределами общени€ с мамой. ћладенец понимает, что он уже что-то может делать сам, но продолжает нуждатьс€ в ней, как в своей опоре. УƒозаправкаФ происходит, когда он проситс€ на руки, видит или слышит мать.

      ѕо€вл€етс€ реакци€ на незнакомца Ц тревога. ѕричем, если к этому периоду между мамой и малышом установилась надежна€ прив€занность, ребенок менее остро реагирует на незнакомца  в присутствии мамы, он будет демонстрировать еще и любопытство к новому человеку. Ёто касаетс€ и н€ни. ќчень важно, чтобы ребенок привык к ней, это происходило постепенно, сначала в присутствии мамы.

       — первых шагов ребенок обретает способность уходить от матери и возвращатьс€ к ней. –ебенок опь€нен своими открывающимис€ возможност€ми. ѕри этом он сталкиваетс€ с переживани€ми физической разлуки и ее психологическими последстви€ми. ¬ отсутствии матери уменьшаетс€ его интерес к окружающей среде, возрастает его чувствительность и озабоченность. –ебенок только учитс€ быть без посто€нного присутстви€ мамы.   полутора годам он уже способен думать и вспоминать образ мамы в ее отсутствии и, таким образом, справл€тьс€ с  тревогой разлуки. „асто встречаетс€ в практике, когда пациент жалуетс€ на непереносимые чувства страха, потому что его надолго оставл€ли одного.

     ƒл€ ребенка полутора лет  характерны колебани€ чувств от любви до ненависти. ¬спышки капризности сопровождают отделение от матери. ѕрогресс в познавательном развитии, новые открыти€ дают ребенку почувствовать новые возможности, но одновременно с этим он чувствует беспомощность и одиночество, т.к. многое он еще не может. ѕоэтому долгое отсутствие мамы вызывает у него беспокойство и озабоченность. ћы видим, что мама еще очень нужна малышу. Ќо его уже можно в течение дн€  оставл€ть с н€ней. ≈сли же мама уезжает на более длительный срок, то лучше н€ню вз€ть с собой.  ƒобавим, что в этот период важно обеспечить безопасность ребенку, но не ограничивать его свободу.

      ¬ этот период ребенок сталкиваетс€ с запретами со стороны взрослых. ќн хочет, чтобы все происходило так, как он желает, он упорно про€вл€ет свою настойчивость. ѕри этом, он любит родителей и дл€ него важно ощущать их поддержку и любовь. Ёто создает внутренний конфликт, порождает капризность и колебани€ настроени€. Ќадежна€ прив€занность к матери  облегчает решение этого конфликта и делает его не травматичным дл€ ребенка. ≈сли в этот период ребенок смог восприн€ть мать как достаточно хорошую, то, жела€ доставить ей удовольствие, он временами отказываетс€ от удовлетворени€ некоторых своих влечений ради награды Ц любви матери. ¬ противном случае ребенок будет не способен к компромиссам. ¬ жизни это человек с садо-мазохистическими чертами характера, когда он то полностью подчин€етс€ другому, то требует подчинени€ себе.

     ¬ажным требованием к н€не в это врем€ €вл€етс€ умение выдерживать противоречивые чувства ребенка, вводить запреты неунижающим дл€ ребенка способом. ѕопустительство и авторитарность одинаково недопустимы в этот период.  ак совет, важно не накладывать запреты на выражение чувств ребенка, надо их просто называть: ты сердишьс€, ты грустишь, тебе обидно, что этого нельз€ и т.д. “ерпеливое и понимающее поведение взрослого  позволит ребенку научитьс€ понимать себ€, свои желани€, интегрировать противоречивые чувства. Ёто закладывает основу сильного прочного собственного УяФ ребенка.

        3-му году жизни ребенок приобретает способность ко все большей саморегул€ции. ≈му уже менее важно посто€нное присутствие мамы.  ¬ психике ребенка в это врем€ интегрируютс€   плохие и хорошие качества мамы. ” него рождаетс€ уверенность, что люб€щие взаимоотношени€ будут продолжатьс€, несмотр€ на разлуки или временные вспышки гнева. ¬ это врем€ ребенок переходит от требовательного цепл€ющегос€ поведени€ к способности участвовать в более зрелых взаимоотношени€х, которые характеризует прив€занность, некоторое уважение к интересам и чувствам других людей.

     — 3 до 6 лет  происходит разрешение так называемого Уэдипова комплексаФ. Ёто важный этап психологического рождени€ личности. ѕосле 3-х лет ребенок ищет особых отношений с каждым их родителей. ќн путаетс€ под ногами, пытаетс€ быть центром внимани€, соревнуетс€ дл€ того, чтобы заслужить похвалу и восхищение за свои по€вл€ющиес€ мужские или женские черты. ƒостигнув отношений с каждым из родителей, ребенок пытаетс€ играть роль одного родител€ по отношению к другому (Умама, € буду твоим мужемФ, У€ буду папиной женойФ).  –анее сформировавша€с€ надежна€ прив€занность, в этом возрасте способствует рождению чувств мужественности и женственности.

     ƒевочки в этом возрасте соревнуютс€ с мамами, мальчики Ц с папами. Ёто возраст, когда девочка стремитс€ быть Упапиной принцессойФ, а мальчик Ц УрыцаремФ, защитником мамы. ќдновременно есть страх наказани€ со стороны другого родител€, потери его любви. „тобы эдипова неудача- невозможность победить родител€ своего пола в борьбе за родител€ противоположного пола, не стала поражением, необходимо правильно выстраивать отношени€. —лишком тесный контакт в возрасте четырех-п€ти лет, а также €вное предпочтение, например, когда мама дает пон€ть сыну: У€ теб€ люблю больше, чем папуФ, дают ощущение ложной эдиповой победы. Ёто в дальнейшем про€витс€ в неспособности выдерживать конкуренцию, отстаивать свою точку зрени€, реально оценивать свои собственные силы. ≈му кажетс€, что он уже победитель в этой жизни, но, сталкива€сь с реальностью, он понимает, что это не так и очень страдает.

     ќдинаково травматично и дистанцирование родителей  в этом возрасте - оно создает ощущение ненужности, и полного эдипова поражени€, а в дальнейшем комплекса неполноценности. “акой человек заранее уверен, что он проиграл, не пыта€сь конкурировать.

—амое главное в этот период дать пон€ть ребенку, что он внутри ¬ас занимает отдельное, свое собственное место, а не соперничает с другим родителем. ќн может быть УкакФ папа или мама, а не хуже или лучше их.

     Ќа этой стадии даже самый люб€щий родитель должен разочаровывать ребенка, потому что его желани€ намного превосход€т реальные возможности. ≈го растущие интеллектуальные способности уже позвол€ют получать удовольстви€ в познании нового:  играх, спорте, общении с другими детьми.

     ƒостаточно хороший родитель или н€н€  адаптирует свои требовани€ к возможност€м и способност€м ребенка, а не нав€зывает ему свои стандарты.  ѕотворство, непоследовательность, невыполнимые требовани€ взрослого, неадекватные наказани€ оказывают пагубные воздействи€ в любом возрасте ребенка.

Ќадеемс€, что эта стать€ поможет ¬ам узнать больше о психологических потребност€х вашего ребенка и создаст некое поле дл€ размышлений и действий в поиске и приглашении н€ни в ¬аш дом. ƒл€ сведени€ добавим, что существует специальна€ методика определени€ качества взрослой прив€занности (јј), котора€ может быть использована при выборе н€ни. ѕо этой методике можно определить, имеет ли н€н€ благопри€тный опыт собственного материнства и младенчества. “огда она будет  хорошей н€ней вашему ребенку.

(јнтонова Ћ.,  орнеева ».)

ѕолна€ верси€ статьи опубликована в журнале УRobb ReportФ (июль-август 2005 г.)

(при использовании материалов данной статьи ссылка на журнал об€зательна

ѕсихологи€ 100 —оздание сайта, web-дизайн »÷ - ‘ламинго       администратор сайта