–І–∞—Б—В–Њ –Ј–∞–і–∞–≤–∞–µ–Љ—Л–µ –≤–Њ–њ—А–Њ—Б—Л –њ–Њ –њ—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Њ–є –њ—Б–Є—Е–Њ—В–µ—А–∞–њ–Є–Є

–Ш–љ—В–µ—А–≤—М—О –≤–Ј—А–Њ—Б–ї–Њ–є –њ—А–Є–≤—П–Ј–∞–љ–љ–Њ—Б—В–Є

–≠–і–Є–њ–Њ–≤–∞ –њ–Њ–±–µ–і–∞ –Є–ї–Є —Н–і–Є–њ–Њ–≤–Њ –њ–Њ—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ (–њ—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ–і—Е–Њ–і –Ї –≤—Л–±–Њ—А—Г –љ—П–љ–Є)

–°–ї–Њ–≤–∞—А—М –І—Г–≤—Б—В–≤

–°—В—А–µ—Б—Б

–Т–Ј—А–Њ—Б–ї–∞—П –і–Њ—З—М –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–≥–Њ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞

–Я—Б–Є—Е–Њ—Б–Њ–Љ–∞—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–µ –Ј–∞–±–Њ–ї–µ–≤–∞–љ–Є—П

–Я—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є–Ј

–Ф–µ–њ—А–µ—Б—Б–Є—П

печатна€ верси€

—“џƒ » ¬»Ќј

—тыд и вина Ц это чувства, которые по€вл€ютс€ в процессе отделени€ ребенка от матери. –ебенок начинает чувствовать себ€ отдельно и действовать самосто€тельно, и хот€ он все еще сильно нуждаетс€ в матери,  он радуетс€, что может обходитьс€ без нее. “ак тотальна€ зависимость и нуждаемость ребенка в матери постепенно преобразуетс€ в прив€занность и самосто€тельность.

—пецифика отделени€ в том, что ребенок становитс€ видимым, и поэтому он может быть оценен - одобрен, осме€н, пристыжен, осужден или незамечен. ≈сли демонстраци€ ребенком первых успехов встречает одобрение, он наполн€етс€ радостью и гордостью от про€влений самосто€тельности при отделении, формируетс€ его чувство собственного достоинства.

≈сли желание ребенка быть видимым и  одобренным не удовлетвор€етс€ в детстве, он не получает подтверждени€, что мир радуетс€ ему и его действи€м, что он может гордитьс€ собой. ¬ этом случае ребенок не уверен, что он хорош, поэтому в дальнейшей жизни он будет стремитьс€ быть в центре внимани€, чтобы получить  признание,  будучи  в глубине души неуверенным в себе.

≈сли отделение ребенка, его про€влени€ самосто€тельности встретили насмешки над его неопытностью или необоснованное осуждение,  он переживает это как беспомощность, бессилие и плохость. Ёто переживание запускает механизм патологического стыда. –ебенок боитс€ в следующий раз отдел€тьс€ и демонстрировать себ€, чтобы не переживать этот стыд. ¬озникает страх отделени€ или сепарации, он вызывает страх самопредъ€влени€, страх собственных действий, это тормозит развитие, не   дава€ возможности освободитьс€ от зависимости. ќщущение нуждаемости в зависимости заставл€ет чувствовать еще больший стыд, желание освободитьс€ Ц страх.

 огда ребенок чувствует себ€ плохим, он также чувствует себ€ нелюбимым. ќн боитс€ обретать самосто€тельность, отдел€тьс€ от матери, т.к. тогда он может потер€ть ее любовь. ¬ дальнейшем такой человек боитс€ потер€ть любовь значимых дл€ него людей в любых ситуаци€х, когда он позиционирует себ€ как отдельную личность.

ƒействи€ переполненного стыдом человека также станов€тс€ плохими, т.к. совершаютс€ негодной личностью, он начинает считать себ€ не только изначально плохим, но и морально ущербным. ќн боитс€ даже естественного самоутверждени€, счита€ его опасной агрессией.   чрезмерному стыду примешиваетс€ огромна€ иррациональна€ вина, цель которой просто наказать свою жертву и предупредить любые намеки на агрессию, тогда как цель нормальной вины в том, чтобы установить равновесие между отдельным человеком и обществом.

„увства стыда и вины часто путают, хот€ бы потому, что человек может их испытывать одновременно. ≈сть люди более склонные испытывать чувство стыда, другие Ц вины. ќдни чувствуют стыд, другие вину, третьи и то и другое в одних и тех же ситуаци€х. —тыд Ц чувство, что ты плохой, а вина Ц что ты сделал что-то плохое.

—тыд затрагивает центральную идентичность человека, его целостную самость,  его сущность, вина Ц его  действие.

„увство стыда формируетс€ в раннем возрасте, с момента осознани€ им, что он Ц отдельный человек, который нуждаетс€ в родительской любви и прин€тии и может это потер€ть. „увство вины по€вл€етс€ в более позднем возрасте, когда ребенок осознает, что у него есть социальные об€занности, поэтому ради любви близких он должен сдерживать свои эгоистические, агрессивные и сексуальные чувства.

—тыд и вина - это совершенно разные переживани€. „еловек, испытывающий стыд и человек, испытывающий вину, по-разному переживают провал и неудачу. Ќеудачу стыд€щийс€ человек ощущает как жизненный провал, он чувствует себ€ неадекватным всему роду человеческому, не способным реализовать свои жизненные задачи, не соответствующим своим ожидани€м. „аще всего это отражение родительских ожиданий.

¬иновные чувствуют ошибку не в бытии, а в действии. »х беспокоит то, что они сделали неправильно и как это отразитс€ на них и остальных. »х неудача состоит в их собственных об€зательствах перед собой.

—тыд и вина про€вл€ютс€ в разных телесных реакци€х. —тыд парализует, кровь приливает к лицу, колени слабеют, невозможно сделать шаг, несмотр€ на отча€нное желание убежать. ∆ертва стыда тер€ет контроль над своим собственным телом, что делает стыд еще более глубоким. „еловек чувствует себ€ видимым насквозь, он разоблачен, у€звим и беззащитен, он превращаетс€ в ничтожество, нет никаких качеств в нем, чтобы искупить его недостатки. ћало того, что он презренна€ тварь, его еще все вид€т. ќн сталкиваетс€ с непреодолимым чувством унижени€ и презрени€ к себе, тер€ет способность думать.

¬ина редко может вызывать реакции всего тела, ощущени€ вины чаще всего €вл€ютс€ смесью эмоций и мыслей, эти мысли могут быть болезненны, но это не физическа€ боль.

ƒругой отличительной особенностью стыда €вл€етс€ то, что незначительное событие может вызвать сильнейшее чувство стыда, т.к. оно т€нет за собой множество предыдущих постыдных событий. ¬иновный человек обычно ожидает наказани€ пропорционального нарушению его моральных принципов или социальных норм. ¬иновного заботит в первую очередь то, что он совершил, а не его идентичность. ќн может сильно мучитьс€ от того, как он мог пасть так низко и со страхом ожидать сурового наказани€, но он никогда не будет задаватьс€ вопросом о своем праве на существование.

÷ентральный страх стыд€щегос€ Ц это страх быть оставленным, брошенным и умершим от эмоционального голода. —тыд происходит из психического напр€жени€,  когда ребенок осознает свою отдельность от других, что за ним наблюдают и его оценивают. ∆ела€ продемонстрировать себ€ миру, ребенок может столкнутьс€ с опустошающим родительским невниманием или необоснованным осуждением. –езультатом может стать уменьшение радости и интереса по поводу мира. –ебенок идентифицируетс€ с родительским непри€тием, испытыва€ посто€нный страх, что его не люб€т и могут бросить,  чувствует непреход€щий стыд в глубине своего существа за свою плохость.

 ≈сли ребенок получает достаточно внимани€ от родителей, он понимает, что хот€ и не находитс€ в центре мироздани€, но все же может найти свое место в мире. ќн привыкает, что родители вид€т его и одобр€ют увиденное. ќн  постепенно привыкает к мысли, что мир не вращаетс€ вокруг него, все желани€ невозможно удовлетворить.

—тыд и вина играют важную сигнальную роль в психическом функционировании человека. Ёто ни плохие, ни хорошие чувства.  огда они чрезмерные, они парализуют и подавл€ют личность, когда они умеренные, они станов€тс€ внутренними ориентирами при взаимоотношени€х с людьми. Ќельз€ ими пренебрегать, иначе человек не будет способным жить в обществе себе подобных. —тыд св€зан с развитием автономии, чувства принадлежности к миру, и способностью личности отвечать на требовани€ реальности.  ќн отражает наше растущее осознание того, что он, как и все мы, занимает очень небольшое место в этом мире, и часть того, что мы представл€ем, не может быть полностью прин€та остальными.

„увство вины €вл€етс€ результатом разрешени€ центрального конфликта, сопровождающего развитие личности человека, Ёдипова конфликта. Ёто конфликт между животными, эгоистическими побуждени€ми и противоборствующими им силами, пытающимис€ перенаправить эту энергию в социально приемлемое русло. ¬ина наказывает человека изнутри, когда он делает или задумывает что-либо, что сам считает  противоправным.

Ќормальное чувство вины служит человеку сигналом, что он находитс€ в опасной зоне, когда, порой неосознанно, могут начать про€вл€тьс€ его агрессивные побуждени€ против других. ≈го совесть, прин€вша€ традиционные ценности, требует отказа от своей агрессии. —трах внешнего наказани€ со стороны могущественных родителей преобразуетс€ во внутреннее ограничение Ц совесть. ≈е назначение Ц обеспечение выживани€ человеческого вида, как социального существа, это основа развити€ культуры человеческого общества.

Ѕолезненный, затопл€ющий, проникающий в самую сущностную основу человека стыд, требует лечени€, причем долгого и терпеливого.

—тыд пр€четс€, обнаружение стыда болезненно и удваивает первоначальный стыд. Ёто чувство настолько непереносимо, что часто психика защищаетс€ от него с помощью отрицани€,  избегани€, перфекционизма, грандиозности, высокомери€ замен€етс€ другими чувствами, которые легче перенос€тс€: €рость, презрение, отвращение. ¬ процессе лечени€ человек учитьс€ встречатьс€ со своим стыдом, не использу€ защиты всегда, чаще набира€сь смелости взгл€нуть реальности в глаза.

÷ель терапии - в превращении болезненного стыда в умеренный полезный стыд. ”меренный стыд дискомфортен, но не слишком, он не презирает себ€ целиком, и, несмотр€ на первоначальное расстройство, может простить себ€ и сделать выводы, чтобы исправить ошибки. ”меренный стыд позвол€ет человеку отслеживать свои отношени€ с миром. ¬место старани€ уничтожить стыд, необходимо научитьс€ использовать его в конструктивных цел€х как сигнал к изменению. ¬ этом случае человек сможет регулировать свое поведение, чтобы нравитьс€ окружающим без потери чувства базовой автономии, он сможет оставатьс€ один без неодолимого страха брошенности., начнетс€ движение от стыда к гордости, к чувству собственного достоинства.

Ѕольшинство людей чередуют временные состо€ни€ стыда и гордости внутри себ€. Ёти состо€ни€ отражают их поведение и отношени€ с другими. “ак стыд помогает человеку у€снить несколько важных истин о его месте в мире:

- что он принадлежит к роду человеческому (принцип человечности)

- что он не лучше и не хуже других (принцип смирени€)

- что он может контролировать свое собственное поведение, но никак не чужое (принцип автономии)

- можно быть достаточно хорошим, но не совершенным (принцип компетентности)

  в принадлежности Ц центральна€ дл€ переживани€ стыда. —тыд€щийс€ человек чувствует себ€ одновременно видимым и осуждаемым, его центральна€ идентичность не действительна, поэтому он ожидает оставлени€ себ€ обществом. ќн в глубине души уверен, что он недочеловек и не может принадлежать человеческому сообществу, он жаждет быть человекомЕ любимым и прин€тым. ÷елью терапии €вл€етс€ превращени€ стыда в гордость, а страха брошенности - в успокаивающую уверенность, что занимает важное место в  жизни людей, не всех, но значимых дл€ него.

–ациональное чувство вины помогает человеку поступать морально, относитьс€ к другому сочувственно и великодушно, про€вл€ть инициативу, исправл€ть свои ошибки. ѕричем рациональна€ вина соответствует реальным поступкам. ƒругое дело иррациональна€ вина, она подавл€ет человека неопределенными обвинени€ми, не св€занными с актуальным поведением. Ёто чувство развиваетс€ в детстве.  огда ребенку трудно пон€ть причины тех или иных событий и ответственность перепутываетс€, они приписывают себе ошибки взрослых, принос€  в свою взрослую жизнь вину, и наказывают себ€ или дают обет безгрешности. ќни настолько бо€тс€ про€влени€ агрессии, что не могут не только самоутвердитьс€, но и даже защитить себ€. Ёто иррациональна€ моральность, котора€ не решает проблему, а обходит ее. „еловек, по сути, стараетс€, не пос€га€ на других, стать св€тым, подобным богу, развива€ немыслимое самомнение, все дальше отвод€ себ€ от общества.

Ќа самом же деле человек Ц ни св€той и не грешник, а только ошибающеес€ человеческое существо, которое стараетс€ быть честным с собой и с другими людьми.


«ј¬»—“№

       «ависть - это чувство досады, недовольства, вызванное превосходством другого, страстное желание обладать чем-то ценным, что есть у другого, и чего не хватает тому, кто завидует.

       ¬ основе зависти лежит чувство собственной неполноценности. ѕоэтому зависть в большей степени переживают люди с низкой или неустойчивой самооценкой. ¬прочем,    в той или иной степени зависть  свойственна природе человека и испытывают ее абсолютно все. ¬есь вопрос в том, кто как с ней обходитс€. ƒл€ людей, уверенных в своих силах, уверенных в хорошем отношении окружающих к себе, успехи других могут стать стимулом дл€ новых достижений, вызвать желание добитьс€ того же.

        огда человеку трудно или вовсе невозможно конкурировать, создавать что-то ценное, у него возникает желание отобрать то, чего у него нет и, например, присвоить себе, или просто разрушить, любыми средствами нанести ущерб тому, у кого больше или лучше, чем у него. “аким образом, зависть порождает враждебные чувства по отношению к счастливому обладателю, часто нанос€ непоправимый вред отношени€м, в которых человек так нуждаетс€. —тоит ли говорить о том, какое разрушительное воздействие зависть оказывает на самого человека, ее испытывающего. »ногда зависть настолько завладевает сознанием, что лишает человека здравого смысла, заставл€ет совершать глупейшие поступки, в которых позже приходитс€ раскаиватьс€, отнимает силы, сковывает творческие возможности, не позвол€ет радоватьс€ успеху других, не позвол€ет испытывать благодарность, и наслаждатьс€ тем, что имеетс€ в  распор€жении. ѕроще говор€, зависть мешает любить и ценить себ€ самого, мешает получать разного рода удовольствие, без которого в жизни приходитс€ очень трудно. 

       «ависть редко живет в человеке сама по себе. ≈е неотступные подружки - ревность, жадность, стыд, злость и несчастье вообще.

       Ѕудучи социально осуждаемым свойством, зависть часто бывает глубоко бессознательной, и если завистнику пр€мо сказать о его зависти, он может удивитьс€, оскорбитьс€, разозлитьс€, но ни за что не признает этого, причем будет отрицать свою зависть вполне искренне.  Ќу, разве что, иногда можно услышать упоминание о Убелой завистиФ (хорошо бы пон€ть, какой смысл вкладывает каждый из нас в это пон€тие).

¬ силу своего УсомнительногоФ социального статуса осознание зависти заставл€ет нас испытывать стыд и вину за это свое чувство, которые, в свою очередь, снижают самооценку, замыка€, таким образом,  злополучный круг и заставл€€ нас страдать еще больше.

       ≈сли же она осознаетс€, то о ней всегда молчат, она живет в нас, отравл€€ изнутри €дом уничижительных фантазий, заставл€€ сравнивать себ€ с другими и ощущать свою неполноценность. Ќеспособность добитьс€ успеха, обрести счастье  заставл€ет обесценивать и ненавидеть очевидные ценности, делает человека циничным, равнодушным и €звительным.

       ∆изнь устроена так, что никогда и никому не удастс€ обладать абсолютно всеми материальными, духовными и интеллектуальными ценност€ми. ¬сегда найдетс€ кто-нибудь, у кого чего-нибудь будет больше. ѕолучаетс€, что, сколько бы человеку не удавалось приобрести, всегда найдетс€ нечто, что оп€ть придетс€ добывать.  ∆адность его не спасает, и  голод остаетс€ неутоленным. ѕо существу, зависть касаетс€ не столько реального обладани€ чем-то, сколько представлени€ о некоей нехватке, которое, будучи основательно укоренено в сознании (или в бессознательном), приводит к тому, что человеку очень трудно или невозможно добитьс€ или получить вожделенное нечто.



«Ћќ—“№, √Ќ≈¬ и я–ќ—“№

„увство злости по€вл€етс€ у человека практически с рождени€. –ебенок злитс€, реагиру€ на неудовольствие и дискомфорт. ћаленький ребенок очень быстро переходит на гневный плач, если его желани€ и потребности не удовлетвор€ютс€. », таким образом, первоначально злость Ц это требование к матери удовлетвор€ть и сигнал неудовлетворенности и неблагополучи€.


¬ зависимости от того, как реагирует мать на требовани€ ребенка, формируютс€ его ответные чувства. –аздражение, гнев, €рость Ц все это чувства по возрастающей линии указывающие, что не удовлетвор€ютс€, блокируютс€ какие-то важные потребности. ” ребенка Ц это голод, жажда, желание побыть на ручках, мокрые пеленки, реакци€ на смену температуры или телесный дискомфорт.


Ќепонимание того, что злость Ц чувство, говор€щее человеку, что что-то не так и неумение реагировать в соответствии с этим чувством, заставл€ет его УпроглатыватьФ ее.


Ѕудучи неотреагированной вовне, злость может буквально душить человека. Уѕроглоченна€Ф злость не исчезает, а продолжает развиватьс€ в психике человека. ¬ результате по€вл€ютс€ обида, досада, раздраженность, антипати€, негодование, дурное настроение. «лость может настолько глубоко укоренитьс€ в бессознательном, что может спровоцировать психосоматические заболевани€.


Ќакопление чувства злости может привести к гневным реакци€м, которые про€вл€ютс€ в виде вспыльчивости и тотчас угасают, или в виде вспышек €рости Ц когда человек быстро освобождаетс€ от накопившихс€ отрицательных эмоций.


«лость считаетс€ отрицательной эмоцией и, поэтому, люди склонны к подавлению этого чувства. ¬ основе сарказма, злорадства, нетерпимости, интриг, клеветы, нарушени€ обещаний лежит скрыта€ злость. ѕричиной сильного чувства злости и ненависти €вл€ютс€ обиды, оскорблени€, душевные травмы и унижени€. „ем более зависим человек, тем т€желее ему переносить разочаровани€. „еловек реагирует на подобную травматизацию бессильным и неопределенным гневом или нацеленной и беспощадной ненавистью. Ёта реакци€ (злость) активна и позвол€ет не чувствовать страха беспомощности, других ран€щих чувств.


¬место того, чтобы ожидать, когда накопившиес€ в человеке чувства хлынут через край, следует воврем€ и в разумных пределах отреагировать раздражение, злость, гнев.


ƒл€ этого существуют разные способы:

- дискусси€, диспут или просто поругатьс€,

- лишн€€ злость отреагируетс€ в процессе зан€тий спортом (игровые виды),

- сублимаци€ в де€тельности (художники, писатели),

- в психотерапии.


Ћучшим же €вл€етс€ нормальное пр€мое вы€снение отношений в разговоре, когда человек отстаивает свое право на собственное мнение.



—“–ј’

 огда мы говорим: Ућне страшноФ, Уя боюсьФ Ц мы подразумеваем, что другой человек поймет нас без лишних комментариев. —трах все переживают примерно одинаково; это чувство Ц древнее, врожденное и всеобщее. –еакци€ тревоги присуща всем животным, и даже насекомым (вспомним, как бешено начинает носитьс€ по комнате муха, которую мы хотели прихлопнуть газетой, но промахнулись). “ревога Ц это сигнальна€ функци€ психики, сообщающа€ нам о возможной, но еще не наступившей опасности (в отличие от боли, сигнализирующей о том, что опасность уже наступила). ќсновна€ задача тревоги Ц мобилизовать наш организм дл€ отражени€ опасности тем или иным способом, через борьбу или через бегство. ѕоэтому тревога всегда св€зана со вполне определенными телесными изменени€ми: измен€етс€ ритм сердца, гормональный фон, тонус мускулатуры, кров€ное давление, потоотделение; в конечном счете Ц мен€етс€ наше поведение, даже если мы пытаемс€ это скрыть. Ёти телесные изменени€ называютс€ Усоматическими коррел€тами тревогиФ, и по ним можно безошибочно судить о степени ее переживани€. ѕроход€т века и тыс€челети€, но соматические коррел€ты тревоги остаютс€ неизменными:


Ѕогу равным кажетс€ мне по счастью

„еловек, который так близко-близко

ѕред тобой сидит, твой звучащий нежно

—лушает голос

» прелестный смех. ” мен€ при этом

ѕерестало сразу бы сердце битьс€:

Ћишь теб€ увижу, Ц уж € не в силах

¬ымолвить слова.

Ќо немеет тотчас €зык, под кожей

Ѕыстро легкий жар пробегает, смотр€т,

Ќичего не вид€, глаза, в ушах же Ц

«вон непрерывный.

ѕόтом жарким € обливаюсь, дрожью

„лены все охвачены, зеленее

—тановлюсь травы, и вот-вот как будто

— жизнью прощусь €.

Ќо терпи, терпи: чересчур далЄко

¬се зашлоЕ



—апфо (VII в. до н.э.),(перевод ¬.¬ересаева)


ћы еще вернемс€ к некоторым психологическим моментам этого стихотворени€ древнегреческой поэтессы, а пока отметим, что здесь €рко (на современный вкус Ц даже слишком натуралистически) отражены именно телесные стороны переживани€ сильной степени волнени€ и тревоги. ќднако, как объективно регистрируемые, так и субъективно переживани€ признаки тревоги могут быть различны. ÷елесообразно выстроить эти €влени€ по степени нарастани€, чтобы нагл€дно продемонстрировать так называемый тревожный р€д:

а) ќщущение внутренней напр€женности, когда еще нет четкого осознани€ угрозы, но что-то УугнетаетФ, Уна душе т€желоФ. »нтегрированность поведени€ на этом уровне еще полностью сохран€етс€.

б) √иперэстезические реакции. „увствительность к внешним стимулам повышаетс€. “о, что раньше не замечалось Ц теперь вызывает беспокойство, раздражение (тиканье часов или капанье воды из крана мешает заснуть, вполне нейтральные слова и поступки окружающих начинают Узадевать за живоеФ, стираетс€ грань между важным и не важным). ¬се это усиливает тревогу и провоцирует Уцепную реакциюФ (как в пр€мом смысле, так и в смысле Укак с цепи рвалс€Ф).

в) —обственно тревога, котора€ переживаетс€ как ощущение неопределенной угрозы, котора€ пока не имеет четкого Унаправлени€Ф, по€вление которой пока трудно предугадать (а, следовательно, Ц с ней трудно боротьс€). Ќа данном этапе запускаетс€ дво€кий процесс: с одной стороны, включаютс€ защитные механизмы психики, человек стремитс€ логически обдумать причины своего состо€ни€, а с другой стороны Ц само переживание тревоги ослабл€ет логику, как бы Утуманит разумФ. ¬ результате така€ Усвободно плавающа€ тревогаФ довольно быстро к чему-либо прив€зываетс€, находит себе Уобъ€снениеФ (далеко не всегда логичное и правильное), и превращаетс€ в Ц

г) —трах. «десь уже присутствует определенна€ логическа€ концепци€; человек знает, чего именно он боитс€ (змей, пауков, высоты, толпы, открытого пространства, инфекций и так далее Ц подобных фобий неопределенно много). Ёто знание помогает боротьс€ с тревогой с помощью ограничительного поведени€ (не летать на самолетах, не спускатьс€ в метро, сверх-часто и сверх-тщательно мыть рукиЕ). “акие защитные действи€ и табу могут выстраиватьс€ в целые нав€зчивые ритуалы, и чем более они станов€тс€ сложными и иррациональными, тем хуже они (увы!) защищают от тревоги.

д) ќщущение неотвратимо надвигающейс€ катастрофы. Ќарастающее чувство страха парализует и приводит к мысли о невозможности избежать угрозы (так, например, страх заболеть какой-либо серьезной болезнью превращаетс€ в уверенность, что € ею уже заболел и скоро умру). –ациональна€ критика на этом этапе уже не действует; поведение больного определ€етс€ представлени€ми, имеющими характер бреда.

е) “ревожно-бо€зливое возбуждение (паника). ƒезорганизованность поведени€ достигает своего максимума, потребность в двигательной разр€дке и панические поиски помощи требуют немедленных действий (Унадо срочно куда-то бежатьФ).

≈сли все вышеперечисленные фазы проход€тс€ человеком достаточно быстро (за несколько часов или даже минут), можно говорить о том, что паническа€ атака имеет приступообразный (пароксизмальный) характер. ѕодобные приступы могут иметь под собой органическую основу (черепно-мозговые травмы, контузии, опухоли мозга и т.п.), но могут быть и чисто психогенными, основанными на перенесенных ранее психологических травмах. ѕоэтому перед началом психотерапевтического (и психоаналитического) лечени€ важно с максимальной тщательностью вы€снить природу подобных состо€ний.

ѕсихоанализ с самых первых лет своего развити€ интересовалс€ проблемой тревоги, страхов, фобий. ќдна из наиболее известных работ ‘рейда, случай Умаленького √ансаФ, вышла под названием Ујнализ фобии п€тилетнего мальчикаФ. ¬ ней ‘рейд, анализиру€, казалось бы, иррациональный страх √анса перед лошадьми, перед тем, что его Ђукусит лошадьї, приходит к заключению, что под этим страхом скрываютс€ совсем другие, бессознательные, чувства: агресси€ по отношению к отцу (в борьбе за любовь матери) и страх наказани€ (кастрации) со стороны отца. явл€етс€ ли этот Ђстрах кастрацииї предтечей и прообразом всех человеческих страхов? —овременный психоанализ смотрит на этот вопрос более широко. ”же дочь его основател€, јнна ‘рейд (сама ставша€ психоаналитиком, одним из пионеров  детского психоанализа), в своей классической работе УЁго и механизмы защитыФ подраздел€ет источники тревоги на три категории: 1) тревога перед осуждающей силой —упер-Ёго (пред тем внутренним голосом, который настойчиво напоминает нам: У“ак нельз€! Ёто нехорошо!Ф); 2) тревога по поводу внешней реальной опасности и 3) тревога перед силой инстинкта, корен€щегос€ в бессознательном. ¬спомним приведенные выше строки —апфо: страх героини доводит ее почти до обморока, хот€, казалось бы, объект ее любви Ц р€дом, и настроен совсем не агрессивно (голос, звучащий нежно, смех Ц прелестныйЕ) Ќо любовь прит€гивает ее Ц и пугает: недаром в русском €зыке слова УстрастьФ и УстрахФ - однокоренные.

—овременные исследователи обращают внимание еще на один страх, пожалуй Ц самый глубокий и архаичный: это страх психической дезинтеграции, страх распада личности, страх Усойти с умаФ.  ак правило, такой страх сопровождает по-насто€щему серьезные психические заболевани€ (шизофрению, т€желые состо€ни€, возникающие вследствие употреблени€ наркотиков).

—овременна€ цивилизаци€ часто пытаетс€ боротьс€ со своими страхами по методу Уклин Ц  клиномФ: отсюда Ц цела€ культура УужастиковФ (все эти УЌечтоФ, У„ужиеФ, графы ƒракулы, ‘редди  рюгерыЕ); здесь же и корни попул€рности УэкстремальныхФ видов спорта. ƒействительно, гораздо УлегчеФ бо€тьс€ вурдалака на экране, чем €дерной войны или экологической катастрофы. –еальные страхи вытесн€ютс€ в бессознательное, но Усв€то место пусто не бываетЕФ

 

 

 

Ћитература:

 

јнтична€ литература. √реци€. (јнтологи€ в 2-х тт.) ћ., 1989

Ѕерезин ‘.Ѕ.: ѕсихическа€ и психофизиологическа€ адаптаци€ человека  Ћ., 1988

‘рейд «.: јнализ фобии п€тилетнего мальчика (в сб. Ђѕсихологи€ бессознательногої)  ћ., 1989.

‘рейд ј.: Ёго и механизмы защиты  ћ., 2003

 

ѕсихологи€ 100 —оздание сайта, web-дизайн »÷ - ‘ламинго       администратор сайта