–І–∞—Б—В–Њ –Ј–∞–і–∞–≤–∞–µ–Љ—Л–µ –≤–Њ–њ—А–Њ—Б—Л –њ–Њ –њ—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Њ–є –њ—Б–Є—Е–Њ—В–µ—А–∞–њ–Є–Є

–Ш–љ—В–µ—А–≤—М—О –≤–Ј—А–Њ—Б–ї–Њ–є –њ—А–Є–≤—П–Ј–∞–љ–љ–Њ—Б—В–Є

–≠–і–Є–њ–Њ–≤–∞ –њ–Њ–±–µ–і–∞ –Є–ї–Є —Н–і–Є–њ–Њ–≤–Њ –њ–Њ—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ (–њ—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ–і—Е–Њ–і –Ї –≤—Л–±–Њ—А—Г –љ—П–љ–Є)

–°–ї–Њ–≤–∞—А—М –І—Г–≤—Б—В–≤

–°—В—А–µ—Б—Б

–Т–Ј—А–Њ—Б–ї–∞—П –і–Њ—З—М –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–≥–Њ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞

–Я—Б–Є—Е–Њ—Б–Њ–Љ–∞—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–µ –Ј–∞–±–Њ–ї–µ–≤–∞–љ–Є—П

–Я—Б–Є—Е–Њ–∞–љ–∞–ї–Є–Ј

–Ф–µ–њ—А–µ—Б—Б–Є—П

печатна€ верси€

—“–≈——

       ¬ жизни каждого человека есть свои причины дл€ стресса. ƒл€ одних - это     неур€дицы  на работе, дл€ других - семейные конфликты, УразборкиФ с детьми, денежные проблемы, список можно продолжать до бесконечности. ј если несколько проблем наслаиваютс€ друг на друга - то стресс ¬ам обеспечен. ¬оздействие стресса на организм столь значительно, что с ним св€зана практически люба€ болезнь. ѕсихическое  и телесное  тесно переплетено между собой. ƒавайте попробуем разобратьс€, а что же такое стресс?

       »нтересно, что термин УстрессФ был впервые использован в 17-м веке английским  ученым –.√уком дл€ описани€ технических объектов, например мостов, испытывающих нагрузку и сопротивл€ющихс€ ей. » первоначально стресс означал любое напр€жение, давление или силу, котора€ воздействует на объект.

       ¬ медицине термин УстрессФ был впервые введен √.—елье в 1926 году. ≈ще, будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных соматических (телесных) заболеваний имеетс€ р€д общих симптомов: потер€ аппетита, мышечна€ слабость, повышенное артериальное давление, утрата интереса к достижени€м. » √.—елье назвал  это Усиндром просто болезниФ.

       Ѕолее современное определение стресса -  реакци€ организма на любое требование извне. Ћюбое незначительное телесное повреждение, простуда или мгновенный испуг - это все примеры кратковременного стресса, с которым организм успешно справл€етс€.  —уществуют естественные стрессы, св€занные с жизнью, которых не может избежать ни один человек.  —овременна€ жизнь с ее  головокружительным  ритмом €вл€етс€ посто€нным источником  дл€ стресса. ѕримером может быть езда на автомобиле по перегруженной трассе, когда  водитель должен быть сконцентрирован и внимателен, чтобы избежать аварий.

       Ќекоторые  раздражители  способны сами по себе вызывать стрессовую реакцию. “акие раздражители воздействуют на человека через низшие мозговые сенсорные механизмы (жара, холод, шум), через механизмы пищеварени€ и метаболизма (при приеме кофеина, теобромина, теофиллина, никотина и пр.), через интенсивную двигательную активность (при т€желой физической нагрузке или напр€жении).

       –анее стрессовую реакцию рассматривали как врожденный защитный механизм, который на ранних периодах эволюционного развити€ дал человеку возможность выжить в первобытных услови€х. —ущность психофизиологической стрессовой реакции заключаетс€ в €вном УподготовительномФ возбуждении, необходимом дл€ готовности к физическому напр€жению.

       ¬ момент, когда человек сталкиваетс€ с чем-то неожиданным в жизни, когда он чувствует страх, гнев, боль  возникает стрессова€ реакци€, перва€ фаза которой называетс€ Убоева€ тревогаФ. «десь происходит встр€ска всего организма, призыв У  оружию!Ф, мобилизаци€ сил.

       ‘изиологически в организме происходит мощный выброс адреналина: ускор€етс€ кровообращени€, учащаетс€ дыхание, напр€гаютс€ мышцы, все чувства обостр€ютс€; тело насыщено энергией и готово либо к бою, либо к бегству. Ётот механизм работает в экстремальных ситуаци€х и служит защитой организма, дава€ человеку большую силу и возможность  справитьс€ с критическим моментом. “аким образом, если человек успешно  преодолевает  или устран€ет причину стресса, то организм возвращаетс€ к своему нормальному, равновесному состо€нию. ќставатьс€ же в состо€нии стресса долго организм не может, длительное нарушение равновеси€ опасно дл€ здоровь€.

       ≈сли тем не менее стрессова€ ситуаци€ продолжаетс€, а это бывает в том случае, когда в жизни присутствуют трудноразрешимые проблемы, т€желые жизненные обсто€тельства, то наступает 2-€ фаза стресса, на которой организм пытаетс€ приспособитьс€ к стрессу, поглоща€ собственные  ресурсы и  исчерпыва€  внутреннюю энергию, силу. Ќа этой стадии начинают себ€ про€вл€ть телесные признаки стресса - более т€желой становитс€ походка, мен€етс€ осанка, по€вл€ютс€ мышечные зажимы. ¬ дальнейшем это ведет к психосоматическим заболевани€м - организм выбирает Уорган-мишеньФ  (это орган, в котором про€вл€ютс€ клинические признаки чрезмерного стресса), обычно генетически ослабленный.  огда эти изменени€ возникают вследствие стресса, то заболевание называетс€ психосоматическим  заболеванием. ѕсихосоматические заболевани€ рассматриваютс€ как  телесные (соматические) нарушени€,  имеющие психологические причины.

ƒалее следует 3-€ фаза - истощение. ћногие люди наход€тс€ на грани истощени€ в результате продолжительных стрессов.

√.—елье утверждал: Ф»меет значение не то, что  вами случаетс€, а то, как вы это воспринимаетеФ.

       —уществуют два способа преодолени€ стресса: изменение внешней ситуации - первый, изменение своей системы представлений - второй. ¬ первом случае человек измен€ет ситуацию или уходит из нее, но при этом не мен€етс€ его система потребностей. Ќапример, при неудовлетвор€ющей  ситуации на работе высококлассный специалист  может найти работу  с не меньшим заработком, чем на прежней. ќн в этом случае просто уходит из стрессирующей его ситуации, ничего при этом не тер€€. ¬о втором случае необходимо изменение системы потребностей, но тогда не придетс€ преобразовывать внешнюю ситуацию. ’отел быть миллиардером, но, учитыва€ обсто€тельства, буду миллионером. ¬ этом  случае  человек регулирует собственные эмоции, измен€€ способ интерпретации стрессовой ситуации или  отношени€ к ней.

       Ёффективность преодолени€ стресса зависит не только от особенностей стрессовой ситуации и личности, но и от того, какой критерий положительного исхода ситуации используетс€: чувство  комфорта и благополучи€, достижение социально-значимых целей или сохранение здоровь€.

       ќт чего же зависит, справл€етс€ человек со стрессом, или стресс становитс€ хроническим?

       ¬ажную роль в формировании стресса играют особенности воспитани€ в детском возрасте, когда определ€етс€ индивидуальна€ значимость жизненных событий, и формируютс€ стереотипы поведени€ и реагировани€. ѕо данным психологических исследований дл€ лиц, у которых в зрелом возрасте возникали  невротические расстройства, в детском возрасте были характерны стрессовые ситуации, обусловленные неадекватным поведением родителей.  ћама была упр€мой, нетерпимой к чужому мнению, с завышенными прит€зани€ми, авторитарной, властной, с чрезмерными требовани€ми к ребенку, или напротив, обидчивой,   пессимистичной, неуверенной в себе.  омплекс негативного воздействи€ со стороны отца - его поведение, снижающее самооценку ребенка, недостаток внимани€ и понимани€, агрессивность и отчуждение.  ј также большое значение имеет конфликтность и нестабильность семьи, положение УобойденногоФ ребенка. Ёти  семейные Увоздействи€ У  в дальнейшем формируют неадекватные модели поведени€ уже взрослого человека.

       —тресс представл€ет собой не совокупность внешних воздействий, а внутреннее состо€ние организма. „ем выше способность к правильному построению поведени€, тем более успешно преодоление стрессогенных ситуаций.

       —огласитесь, у каждого из нас есть свое субъективное мнение по поводу того, что с нами происходит, и зависит оно  от жизненного опыта,  особенностей  характера, наших возможностей, представлений. ѕоэтому всегда есть индивидуальна€ значимость того или иного событи€, фактора.

       ≈сли ¬ы придаете большое значение дет€м, то все происход€щее с ними будет дл€ ¬ас значимо, если дл€ ¬ас чрезвычайно важны вопросы карьеры, то ¬ы сильно у€звимы в этой части.

       јнализ суждений и обыденных представлений, которые лежат в основе воспри€ти€  помогает находить причины многих  наших переживаний и может показать выход из проблемных ситуаций. ѕредположим, у ¬ас на работе крикливый начальник. —ам по себе этот факт не может быть источником стресса, так как не представл€ет дл€ ¬ас никакой реальной  угрозы. Ќо это только в том случае, если ¬ы нейтрально относитесь к крику, не принимаете его на свой счет. ≈сли же ¬ы способны за криком увидеть оскорбление, унижение, неуважение и плохое отношение к ¬ам, пос€гательство на  ¬ашу личность или  даже возможность увольнени€, то ¬аш кричащий начальник - это уже источник стресса дл€ ¬ас. ј кричит-то он по большей части потому, что  он не умеет правильно руководить, или у него просто такой темперамент, а может быть у него просто плохое настроение сегодн€ ...» это его проблема, а к ¬ам она  не имеет   совсем никакого отношени€. ѕоэтому человек, прив€зывающий внешние событи€ к себе  лично находитс€ в посто€нном стрессе. ≈сли здраво оценить ситуацию, то можно избежать массы непри€тных переживаний, драматизации событий, превращени€ из мухи в слона.

            ≈сли раздражитель не интерпретируетс€ как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессова€ реакци€ вообще не возникает.

       „асто причиной волнени€ бывают наши мысли, оценки по поводу событий, которые не должны были бы нас трогать. ѕорой мы понимаем, что возникающа€ ситуаци€ не така€ уж серьезна€, и ее можно рассматривать по-разному. » все-таки она  лишает нас поко€, мысли нас извод€т, раздражают, идут по кругу. Ѕлизкие пытаютс€ переубедить и, даже понима€, что их доводы верны, все равно, не можем выбросить эту псевдопроблему из головы. ¬ подобных случа€х причина беспокойства - в качестве мышлени€. «начит в отношении этой проблемы  ¬аше мышление не здорово, в отличие от здравого мышлени€. Ћюди, умеющие €сно мыслить и четко представить существо проблемы, всегда наход€т выход.

       „тобы не стать жертвой собственных заблуждений, необходимо, разумно взгл€нув на проблему, научитьс€ здраво о ней рассуждать. ≈сли не получаетс€ самосто€тельно, значит необходима помощь специалиста, который поможет изменить это мысленное Ухождение по кругуФ и  внесет необходимые поправки в систему представлений и предрассудков.

       —трессова€ активизаци€  может быть положительной, мотивирующей силой, улучшающей субъективное Укачество жизниФ и называет такой положительный стресс У эустрессомФ (УэуФ- по-гречески УхорошийФ). ќслабл€ющий, чрезмерный стресс - УдистрессомФ.

       ¬ жизни знаменитостей и выдающихс€ людей было много всего: и провалы, и скандалы, и отвержение. ¬ажно не то, что случаетс€ в жизни, важно то, как человек с этим справл€етс€. √лавное, чтобы жизненные преп€тстви€ не стали жизненной трагедией.  ¬едь преп€тстви€ и существуют дл€ того, чтобы их преодолевать.

(јнтонова Ћ.)

ѕолна€ верси€ статьи опубликована в журнале Уƒорожный ѕатрульФ (1998г.)

 

ѕсихологи€ 100 —оздание сайта, web-дизайн »÷ - ‘ламинго       администратор сайта